ОСВЯЩЕНИЕ ТИХВИНСКОГО ХРАМА. КАК ЭТО БЫЛО - 2. ОСВЯЩЕНИЕ АЛТАРЯ, СТЕН ХРАМА И КРЕСТНЫЙ ХОД
- 24.10.2022
Следующий этап в чине Великого освящения - освящение алтаря и стен храма. Владыка Иоанн, совершив каждение в алтаре, продолжает его, проходя по периметру храма в предшествии протодиакона со свечою. За ним следуют Владыка Савва, окропляющий святой водою стены церкви и Владыка Софроний, помазывающий их крестообразно святым Миром, сперва над горним местом, потом над вратами — западными, южными и северными. При этом обхождении хор поет 25-й псалом («Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих»), в котором царственный пророк изливает радость свою при виде благолепия дома Господня.
По возвращении в алтарь произносится краткая ектения и читается тайная молитва, в которой архиерей благодарит Господа за непрерывное излияние Благодати. После возгласа архиерей возжигает своими руками первую свечу и поставляет ее на Горнем месте возле престола (до этого времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась).
Далее начинается крестный ход. Архиерей, раздав в алтаре священству Евангелие, крест, святую воду и иконы, а мирянам — свечи на амвоне, после каждения святых мощей и ектении, поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», идет вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества».
По совершении крестного хода хор входит в храм и двери затворяются. Архиерей остается снаружи и, при главопреклонении всех, читает тайно молитву входа.
Храм отверзается, архиерей со священнослужителями входит в алтарь и полагает дискос со святыми мощами на престоле. Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, архиерей помазывает их святым Миром, полагает их в ковчежец с воскомастихом. Этот ковчежец ставится под престол в среднем столпе его в основании, потому что мощи и в самом деле есть основание, и без них не могут совершаться священнодействия Литургии.
Таинственный обряд храмоосвящения оканчивается двумя коленопреклоненными молитвами, в первой из которых архиерей просит о создателях храма, обращаясь с молитвенным призывом к Богу, чтобы по молитвам мучеников Он даровал нам спасение. Во второй молитве, в которой, как и в первой, народ вместе с архиереем преклоняет колена пред Господом, содержатся прошения о даровании побед, мира, единомыслия священникам, спасения и оставления грехов благочестивым строителям храма.