Муж и жена
Отношения между мужем и женой весьма разнятся от романтической влюбленности, которая
напоминает большую волну, снимающую лодку с песка. В этих отношениях оба супруга
должны отречься от своего «я». Они становятся частицей нового единства. Оба призваны стать
счастливыми, чтобы был счастлив один из них; если один несчастен, несчастны оба.
Самостоятельных решений больше быть не может. Беда одного становится общей бедой. Что
бы вы ни делали, все касается и другого. В браке двое в буквальном смысле становятся одним.
Трудность в том, что любовь не равнозначна симпатии. Всегда остаются какие–то черты
характера, которые не нравятся супругам друг в друге, например высокомерие, лень,
болтливость, беззаботность, привычки и вкусы, приобретенные до брака, манерность и т. д.
Иногда муж и жена действуют друг другу на нервы. Как же совмещать любовь с антипатией к
чужим недостаткам? Семейная жизнь имеет характер постоянной «притирки», можно
сказать — «аскезы», и опытные монахи говорили мне, что семейная жизнь требует от человека
куда больших аскетических усилий, чем жизнь в монастыре. В других социальных группах вы
можете избежать встреч с раздражающим вас человеком. Вы можете взять себя в руки и на
некоторое время стерпеть чужие недостатки; но в семье некуда скрыться. Каким бы вы ни
были, вы обязаны уживаться с другими членами семьи, каковы бы они ни были. Христианская
семья («домашняя церковь») появляется в том случае, когда «уживание» становится
воплощением христианской веры, надежды и любви.
Тринадцатая глава Первого послания к коринфянам навсегда останется лучшим учебником
любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не
гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется
неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит…»
Любой христианской семье требуются долгие годы, чтобы приблизиться к этому идеалу любви,
чтобы так решать все проблемы.
Я убеждена, что любовь и гнев могут сосуществовать. Если вы никогда не сердитесь, значит
что–то неладно в вашей любви. Муж и жена любят друг друга, считают доугого достойным
любви, и поэтому не могут оставаться равнодушными к тому, что противоречит такому
отношению. Иисус разгневался на торговцев в Храме именно потому, что любил людей, т. е. и
этих самых торговцев. Гнев, порожденный любовью, — необходимейший элемент супружеских
отношений; брак — это не общество взаимного поклонения. Скажу более: я не вижу ничего
дурного в боязни разгневать мужа или жену. В каком–то смысле супруги становятся совестью
друг друга. Но их гнев — не озлобленный и не раздраженный. Он быстро улетучивается, и
наступает час примирения, прощения; пробуждается сочувствие к обиженному.