Любовь детей к родителям и родным
Любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок
с возрастом отчуждается от родителей. Родителям необходимо и приятно сознавать, что
маленький ребенок совершенно зависим от них, почитает их всемогущими. Однако нормально
развивающийся ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится
способным к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские
отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью
и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям.
Отношения «любви–ненависти» между братьями и сестрами — в некотором роде модель наших
отношений со всеми людьми. Обычно считается, что братья и сестры должны любить друг
друга. В какой–то степени это верно, но всем известны совершенно противоположные чувства,
проявляющиеся среди родственников. Дети, искренно любящие друг друга и привязанные к
семье, могут отчаянно ссориться друг с другом. Они часто вполне серьезно говорят: «Я
ненавижу его…»., «Я убью ее…», «Я никогда не буду с ним разговаривать…». В каком–то
смысле это вполне естественно, почти неизбежно. В процессе развития подрастающий ребенок
сердится, и это столь же нормально, как для младенца — кричать, когда он голоден. Многие
родители говорят: «Ладно, пускай накричится, тише будет!» и в этом есть свой резон: чем
сдерживать гнев, пусть лучше подерутся или всласть поругаются — тогда можно все забыть и
простить.
Но есть и оборотная сторона медали. Вопль младенца может быть симптомом голода. Мать
пытается кормить его по расписанию, чтобы у малыша не возникало причин кричать. Если
ссоры и гнев — симптомы внутренних потребностей, такие потребности важно распознавать и
удовлетворять как–то иначе. Если ссора свидетельствует о том, что не все в порядке, то
родители или воспитатель призваны понять, в чем дело, а затем помочь ребенку постепенно
справиться с трудностями. Гнев — это способ продемонстрировать, что не все в отношениях с
другим человеком мне нравится. «Я хочу, чтобы эта игрушка, стул, чашка, этот человек были
моими, чтобы похвалили меня, — а он все это присвоил себе!» Конфликт завязывается из–за
желания иметь. Его причиной может стать потребность в любви: «Я ударил его, потому что он
не хочет разговаривать со мной!» Причиной конфликта может стать неумение решить
проблему, желание быть постарше или моложе, покрасивее или, наоборот, не таким
хорошеньким, или более авторитетным. Ссора может быть проявлением ревности, попыткой
определить свою позицию, свою роль, решить «кто главнее».
Эти и подобные им проблемы неисчислимы, они сопровождают нас всю жизнь. Цель
воспитания — особенно христианского — помочь человеку вырасти и сформироваться,
выработать творческое, действенное и «доброе» отношение к таким проблемам. Старый
принцип — «учиться на практике» — остается в силе. Если привычка решать все проблемы,
сердясь на другого, закрепится, из ребенка вырастет инфантильный взрослый, который будет
выходить из себя по пустякам.
К ссорам и дракам детей, надо относиться как к симптомам болезни. Подавление этих
симптомов не поможет, хотя, конечно, необходимо научить ребенка сдерживаться: нельзя
позволять детям калечить друг друга или делать жизнь невыносимой для окружающих.
Симптомы важны, если они помогают выявить и излечить болезнь. Многие подсознательные
причины ссор — например, страх перед наказанием или боязнь не справиться с заданием — в
нормальной, любящей семье устраняются по мере развития ребенка. Но этот процесс можно
ускорить. Ссору можно «охладить», если развести бойцов и попросить каждого объяснить, что
и почему произошло, не перебивая друг друга. Обычно сам процесс нахождения нужных слов
для выражения сути конфликта (если детей не перебивать и не спорить) снимает раздражение.
Ссора угасает сама собой, и не требуется даже формальных извинений. Более того, и тот, кто
говорит, и тот, кто спокойно выслушивает, глубже осознают причины ссоры: ревность,
одиночество, чувство отверженности или что–то еще. Родители получают возможность помочь
ребенку понять, каково его место в семье и жизни, каков он сам. «Да, ты младший, а раз ты
младший, значит…», «Да, ты девочка, а это значит, что ты можешь делать некоторые вещи,
которые мальчики делать не могут…», «Ты у нас старший, поэтому то–то и то–то делать трудно,
но зато…»
С другой стороны, ссоры и раздражение детей могут привлечь внимание родителей к
причинам, которыми они вызваны и которыми необходимо заняться. Важно уделять больше
внимания ребенку, который чувствует себя заброшенным; можно исцелить комплекс
неполноценности, открывая в нем способности и дарования, на которые раньше не обращали
внимания. «Заводиле» нужо внушить чувство большей ответственности за свои поступки.
Я глубоко убеждена в том, что воспитывать всегда лучше примером, действием, отношением к
ребенку, а не словами. Читать нотации бесполезно и может быть даже вредно, если это учит
ребенка скрывать подлинные побуждения и чувства словами, которые им не соответствуют.
Основная цель христианского воспитания в семье — научить детей понимать, что есть добро,
что значит быть добрым. Для них «добро» — это состояние счастья, радости, внутреннего мира
и любви к другим людям. Как сказал апостол Петр в момент Преображения: «Хорошо нам быть
здесь!» Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей
научили стремиться к добру, если они на практике узнали, «что такое хорошо».