ОСВЯЩЕНИЕ ТИХВИНСКОГО ХРАМА. КАК ЭТО БЫЛО - 1. ОСВЯЩЕНИЕ ПРЕСТОЛА
- 24.10.2022
Вид православного храма, увенчанного массивным куполом или главою, служит образом человеческого тела, которое есть «храм Бога живаго» и одновременно — образом, иконой таинственного тела Церкви, Глава которой — Христос, а верующие — члены.
Поэтому в чинопоследовании Великого освящения храма есть священнодействия, сближающие его с таинствами Крещения, Миропомазания, Священства. Как и в этих таинствах, здесь употребляются вода, святое Миро, светильники; священнослужители облачаются в белые одежды, бывает круговое хождение. Через эти священнодействия храм, построенный человеческими руками из камня и дерева, обретает дух жизни, становится вместилищем святыни.
Накануне дня освящения в новосозданном храме совершается малая вечерня и Всенощное бдение, а утром - молебен с водосвятием.
Важнейшим элементом чинопоследования освящения храма является устройство престола (святой трапезы).
Для освящения престола заранее приготавливаются необходимые предметы, жидкости и благовония. а само оно состоит из нескольких последовательных действий, каждое из которых имеет глубокое символическое значение.
1.Устроение престола символизирует распятие Иисуса на Кресте и помазание его тела благовонным маслом. На этом этапе к престолу прибивают верхнюю крышку. Шляпки гвоздей покрываются воскомастихом, состоящим из воска, мастики и благовоний.
2. Омовение водой и помазание миром собранного престола. Омовение совершается розовой водой, смешанной с вином. Жидкость наносится на крышку престола крестообразным движением. Она символизирует кровь Спасителя, вытекающую из его ран. Затем на престол наносится Миро, благоухание которого символизирует присутствие в храме Благодати Божией.
3. Омовение и помазание престола святым Миром.
4. Облачение престола и жертвенника в специальные покровы. Так как престол символизирует и гроб Господень, и Славу Его, то его накрывают двумя слоями ткани. Белоснежная срачица — символ плащаницы, в которую апостолы поместили тело Христа. Яркий верхний покров, украшенный вышивкой, знаменует Небесную Славу Бога.
5. Перенесение мощей, помещаемых в основание престола и антиминс.Это действие символизирует вхождение в новый дом Царя Небесного, пребывающего в мощах своего предстоятеля.