Целостность
В неразрывной связи с изложенными выше целями религиозного воспитания необходимо
рассматривать и его «целостность». Это понятие означает, что христианская вера не является
неким изолированным участком, — будь то частная жизнь человека или его отношения с
окружающим миром. Нельзя быть христианином наполовину или время от времени, лишь в
определенных сферах нашей жизни.
Человеческая природа, таланты, чувства, связи, поступки, интересы — все это часть
религиозной жизни. Наша христианская вера объемлет не какую–то одну часть человеческой
природы. В разговорах с приходившими к нему людьми Иисус Христос постоянно подчеркивал,
что его последователи должны отдавать себя целиком. Богатый юноша, почти совершенный во
многих отношениях, не мог отдать себя Господу целиком и ушел. Апостол Петр, хотя и
оступался, отдал себя целиком и стал величайшим из апостолов.
Целостность должна проявляться и в том, как мы прививаем нашим детям начатки
христианской веры. Учитель призван заботиться не только о том, чтобы Джонни знал наизусть
«Символ веры» (хотя знать и понимать «Символ веры» необходимо), но и тем, что представляет
Джонни собой как личность. А Джонни быстро почувствует это, даже если это личное
отношение в словах не выразится. Если учитель сумеет подружиться с Джонни как с
личностью, — а такая дружба не исключает требовательности, — это повлияет на ученика
глубже, чем домашнее задание или лекция. Видеть в Джонни целостную личность, — значит
проявить к нему интерес как к индивидуальности, попытаться понять причины его поступков и
переживаний, познакомиться с его домом и окружением, судить о его учебе не только
сравнивая с другими, но и по тому, что он вкладывает в нее.
Христианская целостность проявляется со стороны учителя в его отношении к тому, что
происходит в классе. Он не должен быть ограниченным человеком; он призван интересоваться
всем, что кажется важным и интересным его ученикам. Его авторитет только возрастет, если
ученики вдруг обнаружат, что он знаком с вещами, которые с церковной школой ничего
общего не имеют, зато важны для них.
В нашем плюралистическом, обмирщенном обществе представление о Церкви часто сводится к
некоему изолированному, замкнутому в себе организму, которому абсолютно чужды проблемы
мира. Конечно, в определенном смысле христиане — «не от мира сего», но только в том
смысле, что они не принимают безбожной иерархии ценностей. Христианская Церковь
призвана стать образцом любви и заботы о всем мире, и поэтому Она не может позволить Себе
пребывание в изоляции от нужд людей. Она призвана сопереживать и сострадать нуждам и
страданиям всех людей. Можем ли мы объяснить это нашим детям в обычных условиях
приходской жизни? Можем ли без лицемерия научить тому, что до сих пор не осуществлено в
нашей церковной жизни?
Я верю, что в какой–то очень малой мере мы можем осуществлять это. Мы призваны
использовать любую практическую возможность, чтобы вовлечь церковные школы и детей в
добрые дела, которые множат их опыт общения с людьми. Посещение храмов с другими
этническими традициями, помощь нуждающимся, участие в миссионерской деятельности
Церкви — все это возможно и полезно. Чем старше дети, тем более глубоко могут они постичь
необходимость заботы Церкви о всем мире.
В заключение сформулирую пять задач, которые, по моему мнению, стоят перед православным
религиозным воспитанием:
- помогать детям обрести ощущение реальности Бога в нашей жизни;
- научить их понимать, что никто не одинок перед Богом, что все мы — часть Тела Христова,
Церкви;
- способствовать гармоническому умственному и духовному развитию личности; подводить
детей по мере их роста к благоговейному осознанию священной тайны Бога, превышающий
пределы человеческого разума,
- помочь им понять, что христианская вера — это не водонепроницаемый отсек, что она
охватывает личность и жизнь в их целостности.
Полагаю, что иным эти задачи не кажутся побочными по сравнению с прямой задачей всякого
школьного образования: предоставить информацию, объяснить факты, направить к истине;
добиться проникновения в суть проблемы и понимания. Конечно же, необходимо, чтобы
ученики узнали факты; ибо люди действительно веруют и действуют в зависимости от того,
насколько они знакомы с действительностью, понимают смысл происходящего и верно
оценивают ситуацию. Об этой непосредственной, очевидной задаче преподавания в церковной
школе пойдет речь в следующих главах. Но я глубоко убеждена, что если «побочные» задачи, о
которых сказано в этой главе, не будут вдохновлять наше обучение, оно потеряет жизненность
и значимость.
(их книги Куломзиной С.С. "Наша Церковь и наши дети").