«Ты не один»
Православный опыт христианской жизни учит, что человек не одинок перед Богом. С Богом
можем быть только мы, все вместе. Мы все собраны вокруг Бога. Мы суть одно: одно Тело.
Крохотная ячейка семьи, более широкое сообщество друзей, народ, Церковь — все это
проявления единства. На каждом уровне это потенциальный религиозный опыт, и если он не
стал частью христианского воспитания, значит, в чем–то оно ошибочно. Игра в детском садике
при храме, реализация усвоенного на воскресных уроках в отношениях подростка с друзьями и
соседями, осознание ответственности перед обществом и народом, приобщение к церковной
жизни — все это частица того опыта единения, который полностью обретается в Церкви.
Этот опыт причастности к единому Телу является основой религиозного роста. Ребенок,
который вырастает вне своей семьи, испытывает огромные трудности, страдает духовно и даже
физически. Когда дети трех–четырех лет приходят в детский сад, наибольшее впечатление
оставляет у них не сказка, рассказанная няней, а совместная игра, песня, действие — сам факт
причастия к группе. Те рутинные действия, которым так трудно обучить дома, — повесить
пальто, тихо подвинуть стул — становятся привлекательными, когда ребенок делает их «как
все» когда он становится членом группы.
Оптимальное число учеников в классе — то, при котором дети становятся слаженно
работающей группой, а учитель — членом этой группы, лучшая преподавательская методика —
та, при которой дети работают коллективно, хотя необходимо сохранять простор и для
индивидуального творчества. Лучшая школа — та, которая организована при общине или в
приходе, когда родители и учителя хорошо знают друг друга. Подлинный литургический
опыт — тот, когда люди «собираются вместе» как единая Церковь, когда они что–то делают
вместе. Для взрослых христиан это совместное богослужение, совместная молитва. Они могут
молиться молча, в сердце, совершая минимум движений. Для детей участие в молитве и
богослужении должно проявляться физически, влиять на все чувства. В православном
богослужении для этого существует много возможностей, их важно использовать.
Благодаря «активному» участию дети лучше поймут, что означает быть частью того Тела,
которое есть Церковь.
Проходят годы, многое из того, чему мы учили наших детей, может забыться, но если они
ощутили, что являются частью Церкви, принадлежат к единому Телу, если у них завязались
личные отношения внутри той группы, которая отождествляется ими с Церковью, то мы
заложили прочное основание для православного христианского воспитания.
(их книги Куломзиной С.С. "Наша Церковь и наши дети").