Общение с детьми
Этот врожденный дар есть не у каждого, а без него трудно стать хорошим учителем. Однако
способность к такому общению можно развить. Умение общаться с детьми — это прежде всего
умение увидеть их такими, какие они есть на самом деле; определить уровень, на котором с
ними можно общаться. Если с этой точки зрения прочесть Евангелие, мы увидим, что именно
так Христос общался с людьми, которых Он учил и которым служил. Для готовящегося стать
учителем очень полезно бывает остаться с одним или несколькими детьми, которые
чем–нибудь занимаются или играют, не для того, чтобы их учить, а просто понаблюдать за
ними, стараясь узнать как можно больше о каждом из них — об их мыслях, вкусах, чувствах.
Это весьма полезное упражнение, которое стоило бы включить в курс подготовки учителей.
Когда мы работаем с классом, необходимо делать записи о каждом ребенке, о реакции детей,
их поведении и участии в работе класса. Такие заметки помогут учителю наладить общение с
каждым ребенком. Слишком часто мы увлекаемся содержанием урока, стремимся перегрузить
детей информацией. Внимание обращаем лишь на тех учеников, которые нам помогают, а
пассивные выпадают из поля зрения. А ведь внимания учителя, общения с ним значительно
больше требует ребенок робкий, замкнутый или безалаберный хулиган. Помогают такие
заметки потому, что мы обычно забываем то, что происходило в прошлое воскресенье. Если
нужно было побранить ребенка, упрекнуть его или призвать к порядку, то после этого
обязательно важно найти случай похвалить его. Если застенчивый ребенок сказал или сделал
что–то дельное, к этому стоит несколько раз вернуться на протяжении урока, чтобы
подчеркнуть ценность сделанного, — просто похвалить недостаточно. Встречаются дети,
которым тяжело включиться в общую работу, они портят общее дело. Им можно дать
индивидуальное задание, которое необходимо выполнять в одиночку, но которое является
частью общей работы.
Что бы ни делал учитель, какие бы «хитрости» ни использовал, чтобы заинтересовать
учеников, его духовный рост как воспитателя в значительной степени определяется
стремлением глубже узнать детей, приблизиться к ним, увидеть мир их глазами.