О чем родители не говорят с детьми
Никто из нас, вероятно, не сомневается в том, как сильно влияет на детей мировоззрение
родителей. То, что родители говорят, пример, который они подают, их отношения друг с
другом накладывают неизгладимое впечатление на детское сознание. Влияет на ребенка и то,
о чем родители не говорят. Факт умалчивания о том или ином предмете также оказывает
влияние на ребенка.
Есть сфера жизни, о которой у нас не принято говорить с детьми, о
которой родители почти всегда молчат. Эта запретная сфера — развитие мужского и женского
начала в подрастающих детях. То, с чем каждый мальчик и каждая девочка в возрасте 9–11 лет
обязательно соприкасаются. Важно правильно отвечать на вопросы маленьких детей о начале
новой жизни, о появлении на свет нового человеческого существа. Но также важно помочь
подрастающему ребенку правильно понять процесс собственного созревания, правильно
относиться к своей возмужалости или женственности. Делать это лучше в предподростковый
период, до того, как это начинает волновать их, до того как этот вопрос становится
болезненным. Заложив в сознание детей должное отношение, мы поможем им благополучно
пережить бурный период созревания. Каждый подросток формируется, взрослеет, переживает
происходящие в нем перемены. Возникают вопросы, и сфера пола, отношения между полами
манят своей таинственностью, волнуют его. Обычно родители молчат, и все, что ребенок
узнает, приходит со стороны — от товарищей, с улицы, из «неприличных» шуток, анекдотов,
картинок, из того, что ребенок случайно видит сам и по–своему объясняет.
Какое отношение к этой сфере человеческой жизни хотят воспитать верующие родители? Мне
кажется, прежде всего, взрослым важно для себя решить этот вопрос. Мы верим, что мир
сотворен Богом. Наше физическое, телесное существо — создание Божие. В первой главе
Священного Писания сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию
сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог:
плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1,27–28).
В самом акте творения человека, в человеческой природе соединяются «образ Божий» и
двойственность мужского и женского начала — влечение друг к другу для продолжения рода.
Апостол Павел пишет Коринфянам: «тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа»
(1 Кор. 6, 19). Этими словами Священное Писание как бы «задает должный тон» нашему
отношению к половой жизни: она дана нам Богом, это Его благой дар нам, поэтому мы
призваны относиться к этому дару с благодарностью и уважением, как к храму Божьему. И мы
призваны ценить и соблюдать себя в чистоте.
Есть хорошее старинное слово «целомудрие». Оно происходит от слов «цел» — «целый» и
«мудрый». В церковнославянском и древнерусском языках слово «цел» значило «здоровый»
(отсюда — исцеление). Нецеломудрие начинается тогда, когда часть нашей жизни теряет связь
с целым, т. е. со всем, что здорово. Целомудренно то отношение к телу, ко всем его нуждам,
которое является частью общего понимания нашей жизни, ее смысла и цели.
Мне кажется, важно научить детей относиться с уважением к своему телу. Чтобы они
понимали, что в нем происходит. Чтобы они знали, как мы живем, как питаемся, как дышим,
как рождаемся, как растем. Это важное, нужное, чистое знание, и оно приучает нас к
ответственности, ограждая от многих опасностей. Хорошо, чтобы дети знали, как они будут
расти и развиваться, какие в них скоро произойдут перемены. Открытым и серьезным
отношением к переменам родители утверждают в детях простое и целомудренное отношение к
своему телу. Если же родители умалчивают — дети все равно узнают об этом и, скорее всего, в
самой пошлой форме. Быть может, не стоит намеренно начинать «поучительные» разговоры.
Дети впитывают то, о чем говорят между собой взрослые. Учатся, слушая как они говорят.
Впитывают, как относятся родители к вопросам, связанным с любовью, супружеством,
отношениями между мужчинами и женщинами. Мы призваны отвечать на вопросы
подрастающих детей. Не стоит себя обманывать: мы часто не готовы ответить на детские
вопросы. Часто сами недостаточно осведомлены или не продумали возможность ответов.
Помню, когда моим старшим девочкам было лет 9–10, мне помогли советы умной женщины,
врача–гинеколога, о том, как объяснить им процесс менструации. А ведь правильное
объяснение, данное девочке, определяет ее отношение к материнству.Но далеко не всегда
дети обращаются к нам с вопросами. Пожалуй, едва ли не самое главное в воспитании детей
— созидание простых, открытых, доверчивых отношений с детьми. Если в семье царит атмосфера
доверия, любые вопросы задаются легко. Подрастающий ребенок уверен, что его поймут, выслушают,
будут к нему внимательны.
Важно научиться разговаривать с детьми, слушать их, обсуждать с ними то, что им интересно.
Понимать и то, что они иногда не умеют высказать.
Знания о жизни человеческого тела, которые дети получают в школе, на уроках
естествознания, анатомии или гигиены, не могут заменить того, что дают родители, вернее
того, что они могут и призваны дать. Школа дает фактические знания, но не воспитывает
личного нравственного чувства и сознания. Школа не в состоянии органически сплавить
«знание» и «опыт жизни» ребенка. Целомудрие в том и заключается, что знание становится
частью целостного понимания смысла жизни, отношений с людьми, отношения к самому себе,
чувства ответственности перед Богом за себя, за других — это и есть «мудрость». Для
христианина любовь между мужчиной и женщиной — данная Богом способность, и
осуществлять ее, понимать ее христиане призваны в свете христианского видения смысла
человеческой жизни.
В тех странах, где сведения о половой жизни и половом развитии включены в школьные
программы, нравственный уровень учащейся молодежи никак не повысился. Неудачно
проведенный урок может даже повредить естественной неиспорченности стыдливости
подростков. Именно в семье можно воспитать здоровое отношение подростка ко всему, что
связано с половым развитием. В семье развивается понимание того, что мы называем личным,
интимным. Дети учатся чувствовать, что есть в жизни свое, личное, дорогое, но как бы
сокровенное, о чем мы не всегда, не со всеми, не при всех говорим. Не потому, что это
нехорошо, неприлично, грязно или стыдно, а потому, что это личное. Мы уважаем это «свое» в
других, и другие уважают наше «свое» в нас. Таким должен быть опыт здоровой семейной
жизни. Слова «стыдливость», «скромность», которые сегодня кажутся такими старомодными,
отражают глубинную органическую черту человеческого сознания, которая всегда
существовала и всегда будет существовать. В заключение мне хотелось бы подчеркнуть еще
одно — не отказываться от родительской ответственности и самим искать путей ее
осуществления — путей всегда личностных и неповторимых.